Расширен перечень уголовных дел, рассмотрение которых возможно в отсутствие подсудимого
Помимо тяжких и особо тяжких преступлений в перечень уголовных дел, рассмотрение которых возможно в отсутствие подсудимого, включены преступления небольшой или средней тяжести, связанные с антироссийской деятельностью:
- публичные призывы к терроризму и экстремизму, сепаратизму, массовым беспорядкам, к деятельности против безопасности государства, к введению санкций, развязыванию агрессивной войны;
- публичное распространение фейков;
- уничтожение либо повреждение воинских захоронений;
- дискредитация российских войск и властей;
- возбуждение ненависти либо вражды;
- неоднократная пропаганда либо публичная демонстрация нацистской
символики;
- участие в деятельности и финансирование нежелательной иностранной или международной организации;
- содействие в исполнении решений международных организаций, в которых Россия не участвует, или иностранных госорганов;
- незаконные задержание, заключение или содержание под стражей;
- уклонение от исполнения обязанностей иноагентов;
- участие в деятельности иностранной или международной организации, не зарегистрированной в России;
- реабилитация нацизма.
При этом УПК предусмотрен механизм отмены судебных решений, вынесенных заочно, в случаях личной явки подсудимого.
С 1 сентября несовершеннолетние смогут работать по выходным во время каникул
Несовершеннолетних разрешили привлекать к работе в выходные и праздничные дни во время летних каникул по направлению органов службы занятости или в составе студенческих отрядов. Последние должны быть включены в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой.
При этом обязательным условием является письменное согласие работника, если он достиг 15 лет, а в возрасте 14 лет - также согласие одного из его родителей (попечителя). В случае с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, потребуется письменное согласие работника, а также органа опеки и попечительства или иного законного представителя.
Уточнен порядок привлечения к административной ответственности в сфере закупок
Решено изменить порядок привлечения к ответственности за нарушения при проведении закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ. Вводятся новые составы правонарушений в сфере закупок, меняются штрафы. Например, для должностных лиц, неверно выбравших способ закупки, предусматривается штраф 30-50 тыс. руб. (вместо 30 тыс. руб.).
Предусматриваются штрафы для госкомпаний за недостижение минимального годового объема закупок у субъектов МСП. Для должностных лиц штраф составит 30-50 тыс. руб., для юрлиц - 50-100 тыс. руб. За отдельные правонарушения, совершенные впервые, предусматривается предупреждение.
В частности, оно будет выноситься за первое нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения. В дальнейшем штрафы составят для должностных лиц 10-50 тыс. руб. (вместо 50 тыс. руб.), для организаций - 100-200 тыс. руб. (вместо 200 тыс. руб.). Штраф за включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) составит от 30 до 50 тыс. руб.
Меняется ответственность за правонарушения при планировании, размещении и выполнении гособоронзаказа, а также при приватизации. Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» организации должны принимать меры по предупреждению коррупции!
✔️Данные меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать в себя определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и иных связанных с ними:
➖Сотрудничество организации с правоохранительными органами;
➖Разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
➖Предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
➖Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
✔️В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в том числе:
➖Положение о комиссии по противодействию коррупции;
➖Кодекс этики и служебного поведения работников;
➖Положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации;
➖План мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.
✔️Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для:
➖определенной категории лиц, работающих в организации;
➖лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками;
➖лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит и т.д.
При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Введена административная ответственность за продажу детям энергетиков
Федеральным законом от 07.06.2025 № 149-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 14.16.1, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним.
Наказанием является штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей на граждан, от 100 до 200 тысяч рублей на должностных лиц, от 300 до 500 тысяч рублей на юридических лиц.
Рассматривать такие дела будут региональные органы власти, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).
Напомним, что запрет продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним установлен Федеральным законом от 08.08.2024 № 304-ФЗ.
В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у покупателя документ, позволяющий установить его возраст.
Продавец обязан отказать покупателю в продаже безалкогольных тонизирующих напитков, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия и документ, позволяющий установить его возраст, не представлен.
Новые меры борьбы с телефонными мошенниками
Цифровое мошенничество - постоянно растущая угроза в современном мире. В целях защиты граждан от кибермошенничества 01.04.2025 принят Федеральный закон № 41-ФЗ, отдельные положения которого вступили в силу с 01.06.2025:
Портал «Госуслуги»:
- не отправляет подтверждения в СМС сообщении во время телефонного разговора клиента. Код приходит по окончании звонка.
- принимает только подтвержденные усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявления о снятии запрета на оформление кредита (ранее данная операция осуществлялась по паролю и SMS-коду).
Банкам, операторам связи, государственным органам, организаторам торгов, владельцам сайтов с аудиторией более 500 тысяч человек в сутки, владельцам сайтов и информсистем с количеством российских пользователей более 100 тысяч в сутки запрещается использовать иностранные мессенджеры (WhatsApp) для связи с клиентами.
Введена обязательная маркировка всех исходящих звонков от организаций.
Гражданам запрещено передавать SIM-карты третьим лицам, за исключением близких родственников (супруги, родители и дети, бабушки/дедушки, внуки, родные (сводные) братья и сестры.
Особенности управления многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику
Минстроем России разъяснены особенности управления многоквартирным домом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику (письмо от 03.03.2025 № 11824-ДН/04).
Так, в случае если все помещения в МКД принадлежат одному собственнику, такой собственник на основании части 7 статьи 46 ЖК РФ единолично принимает решение о выборе способа управления МКД. Если в МКД более тридцати квартир, тогда выбор непосредственного управления МКД законом не допускается.
ЖК РФ не содержит запрета на создание ТСЖ лицом, которое является собственником всех помещений в МКД.
В случае если ТСЖ создано лицом, которое является собственником всех помещений в МКД, такое лицо единолично образует правление ТСЖ и является председателем правления ТСЖ, при этом указанное лицо обязано избрать ревизионную комиссию (ревизора), членом которой само это лицо являться не может. Отмечается, что ЖК РФ не содержит требования о выборе ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ исключительно из членов ТСЖ. Кроме того, в случае наличия у собственника всех помещений в МКД лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД созданное таким собственником ТСЖ не имеет права заключить договор управления МКД с этим собственником.
В случае выбора собственником всех помещений в МКД способа управления МКД управляющей организацией такой собственник в силу пункта 4.7 части 2 статьи 44 ЖК РФ имеет право выбрать управляющую организацию. Лицо, которое является собственником всех помещений в МКД, в случае выбора способа управления МКД управляющей организацией не имеет права выбрать в качестве управляющей организации самого себя, независимо от того, имеется ли у указанного лица лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Таким образом, собственник всех помещений в МКД вправе принять единолично решение о выборе способа управления МКД, а определенное решением лицо, осуществляющее деятельность по управлению МКД, обязано размещать информацию в ГИС ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
«Понятие экстремизма, ответственность за осуществление экстремистской деятельности»
Под экстремизмом понимается противоправная деятельность, основанная на приверженности к крайним взглядам и сопровождающаяся публичными действиями, включая насильственные, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав, свобод и законных интересов человека, личности, общества и государства.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации предусмотрена уголовная административная и гражданско-правовая ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Уголовная ответственность предусмотрена следующими статьями УК РФ: - статья 280 УК РФ — публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок;
- статья 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет;
- статья 282.1 УК РФ — организация экстремистского сообщества — наказывается штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет;
- статья 282.2 УК РФ — организация деятельности экстремистской организации — наказывается штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Кроме того, статьей 20.29 КоАП РФ за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, а также статьей 20.3 КоАП РФ за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» одной из форм осуществления экстремистской деятельности является массовое распространение, изготовление и хранение заведомо экстремистских материалов.
Федеральным законом от 13.06.2023 № 258-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Так, закон дополнен ст. 13.5 о порядке осуществления проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категории лиц, ст. 15 данного закона изложена в новой редакции.
Изменения в законодательстве регламентируют порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены соответствующие антикоррупционные стандарты: после завершения антикоррупционной проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за коррупционное правонарушение; в ходе осуществления антикоррупционной проверки. Предусматривается обязанность направления в прокуратуру материалов, полученных после завершения антикоррупционной проверки или в ходе ее осуществления.
Предусмотрена возможность обращения прокурора в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица. Предполагается, что в случае удовлетворения данного обращения соответствующие изменения будут внесены, а сведения об увольнении (прекращении полномочий) за совершение коррупционного правонарушения в связи с утратой доверия будут включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ.
Подписан закон о продлении для многодетных семей возможности полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) за счет господдержки.
Федеральным законом от 12.06.2024 № 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3.3 части 4 статьи 2 Федерального закона «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» увеличивается срок реализации меры господдержки россиян при рождении третьего или последующих детей.
Речь идет о выплате в размере 450 тысяч рублей на полное или частичное погашение ипотечных жилищных кредитов (займов). Право на такую меру поддержки будут иметь граждане Российской Федерации – мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2030 года родились третий ребенок или последующие дети. Полное или частичное погашение обязательств по ипотеке в размере задолженности заемщика, но не более 450 тысяч рублей, возможно в случае заключения кредитного договора до 1 июля 2031 года.
Программа поддержки многодетных семей в части улучшения жилищных условий должна была завершиться в конце 2024 года. Теперь она продлена до конца 2030 года, но с некоторыми оговорками. Так, например, нельзя будет воспользоваться мерой поддержки в случае приобретения непригодного для проживания жилья. А для снижения рисков на рынке жилищного кредитования уполномоченные единым институтом развития в жилищной сфере (АО "ДОМ.РФ") организации, предоставляющие ипотечные займы, исключены из перечня субъектов, которые вправе предоставлять кредиты (займы) физлицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Закон вступил в силу со дня опубликования - 12 июня 2024 года.